Программа «Английский язык в детском саду» Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Поэтому в данной программе обучения дошкольников английскому языку широко использованы игровые технологии. Обучение грамматической стороне речи на английском языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число). Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения. Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать. Цели данной программы: 1. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией; 2. Ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций; 3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения англоязычных стран, ознакомление с детским фольклором; к культуре 4. Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности. Данные цели определяют основные задачи курса: • Развивающие: 1. развивать психологические функции ребенка: память (произвольную, непроизвольную); внимание (произвольное, непроизвольное); мышление (наглядно-образное, логическое); воображение (репродуктивное и творческое). 2. развивать специальные способности, необходимые для обучения иностранному языку: фонематический слух; способность к догадке; способность к различению; имитационные способности; звуковысотный слух. • Воспитательные: 1. воспитывать понимание и уважение к другой культуре; 2. воспитывать уважительное отношение к людям; 3. воспитывать чувства товарищества, дружбы; 4. воспитывать чувство прекрасного; 5. воспитывать культуру умственного труда; 6. воспитывать навыки самостоятельности. • Обучающие: 1. создавать мотивацию к изучению английского языка средствами музыки, стихотворений, пословиц; 2. способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям страны изучаемого языка; 3. способствовать приобретению учебных умений, персептивных, речевых, моторнографических навыков, умений вести себя в типовых ситуациях. Учебная программа «Я познаю Английский» рассчитана на 3 учебных года, 2 часа в неделю для средних и старших групп; 3 часа в неделю для старших-подготовительных групп. Возраст:4-7 лет. Количество детей в группе не должно превышать 7-12 человек, так как это способствует эффективному обучению ребенка. Длительность занятий: 25-30 минут. Виды и формы работы Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей. Основными видами деятельности детей 4-7 лет являются: • игра; • общение со взрослыми и сверстниками; • экспериментирование; • предметная деятельность; • изобразительная деятельность; • проектная деятельность; • детский труд. Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, можно выделить основные приемы работы на занятиях английским языком: • имитация; • использование игр; • создание ярких запоминающихся образов. Проводится систематическая работа по развитию фонематического слуха. Учитель создает визуальные, музыкальные, пластические, слуховые, художественные образы и пользуется невербальными средствами обучения: картинками, игрушками, плакатами, постерами, видео- и аудиоматериалами, предметами. Принципы работы В ходе занятий с детьми 4-7-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы: • обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных; • формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка; • имитирование речи учителя на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%; • системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятиезакрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова; • учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия; • обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения; • предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры); • умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя. Виды работы на занятиях английским языком 1. Работа над произношением: жестикулирование. скороговорки, рифмовки, 2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки. сказки, зарядки, 3. Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение. 4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая, соревнования в командах и парах. 5. Разучивание песен. 6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении. 7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды. 8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты. 9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием. 10. Изучение букв и звуков: письмо в тетради, рисунки слов на заданные буквы или звуки, штриховка букв, видеокурс по отработке алфавита. 11. Работа с видео-материалом: просмотр и обсуждение мультфильмов и диа-фильмов на английском языке. Предполагаемый результат обучения Раннее обучение английскому языку зарождает у детей устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, любой ребенок получает возможность поступить в языковую школу и обучаться языку в дальнейшем. У ребенка развиваются эмоции, воля, воображение, память, мышление, формируются навыки межличностного общения, навыки контроля и самоконтроля, ребенок учится сам организовывать свою деятельность, приобретает умение коллективно решать поставленные задачи. К концу первого года обучения дети должны знать и уметь: Знать: Уметь: - песенный материал по курсу: «Здравствуй Брилл. Привет Брилл», «До свидания, Брилл. Пока Брилл», «Один, два, три, четыре, пять,шесть», «Веселее хлопай-топай», «Цветные кубики»; - названия цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый; - числительные до шести включительно - здороваться и прощаться с друзьями, со взрослыми, игровыми персонажами; - знакомиться с игровыми персонажами, английскими друзьями; - считать предметы и игрушки в пределах 6; - составлять рассказ по картине